ХРИСТИАНСТВО значение слова часть 7-я
Особенности исторического развития западной и восточной
частей Римской империи привели к расхождениям между христианскими церквами
Запада и Востока, особенно усилившимся после разделения в 395 Римской империи
на 2 государства.
Римские епископы (с 5 в. "папы") претендовали на
главенствующее положение в христианском мире (см. ст. Папство). В Восточной
Римской империи (Византии) им противостояли константинопольские патриархи. Соперничество
между этими церковными организациями было источником споров по вопросам
догматики и культа. Разделение христианской церкви на католическую (западную) и
православную (восточную) датируется 1054, но на деле являлось многовековым
процессом, завершившимся в начале 13 в. К 13 в. вся Европа была
христианизирована. На Руси Христианство распространилось под влиянием Византии
с конца 10 в. (утвердившаяся в Русском государстве православная церковь вплоть
до середины 15 в. находилась под контролем константинопольских патриархов). При
наличии некоторых различий культового, организационного и догматического
характера и католицизму, и православию в эпоху феодализма была присуща общая
социальная роль: оба они служили укреплению феодального строя, религиозными
средствами санкционировали и освящали устои феодального общества.
Экономической
базой и той и др. церквей являлось крупное церковное (особенно монастырское)
феодальное землевладение. В эпоху феодализма в европейских государствах
Христианство стало господствующей идеологией. В средние века установилась
монополия христианской церкви на систему воспитания, образования.
В раннее
средневековье клир являлся единственным грамотным слоем населения; христианские
монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела (при них
функционировали школы, мастерские письма); христианская церковь,
сформировавшаяся ещё в Римской империи, выступала единственным носителем
элементов античной культуры, но использовала античное наследие лишь в
урезанном, выхолощенном виде, в той мере, в какой оно способствовало укреплению
христианской догмы. По мере роста светской культуры церковь становилась
тормозом на пути её развития.
Наука была скована теологическими ограничениями,
философия стала служанкой богословия; христианская церковь преследовала
малейшие проявления свободомыслия.
Источник: http://slovari.yandex.ru/ |