ХРИСТИАНСТВО значение слова часть 3-я
Христианство сложилось на основе иудейских сект, течений -
зелотов, ессеев (социальные отношения, быт, идеологию одной из общин ессейского
толка вскрывают кумранские находки, см. Мёртвого моря рукописи) и др. Они
явились промежуточными звеньями между иудаизмом и ранним Христианство В
формировании христианского вероучения сыграли большую роль греко-римская
философия, религии Востока (египетские, иранские и даже индийские традиции и
верования).
"Отцом христианства" Ф. Энгельс называл (см. там же, с.
307) представителя иудейско-греческой философии Филона Александрийского (1 в.
н. э.): Христианство восприняло его идеи о божественном логосе - посреднике
между богом и людьми, мессии, спасителе рода человеческого. Другой важный
идейный источник Христианство - философия римского стоика Сенеки (1 в. н. э.),
высказывавшего мысли о бренности земного существования и потустороннем
воздаянии, о равенстве всех людей, в том числе и рабов, перед роком. Христианская
мифология складывалась под большим влиянием восточных культов (например, культа
Исиды и Осириса, умирающего и воскресающего бога, культа Митры и др.).
Первые общины, признавшие нового бога-спасителя Христа,
появились, по-видимому, в Малой Азии (Эфесе, Смирне, Пергаме, Тиатире, Сардах,
Лаодикее) и в египетской Александрии (некоторые исследователи считают, что
впервые христианские общины возникли в Палестине). Их члены вербовались из
социальных низов.
Раннее Христианство представляло собой "... религию
рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных
Римом народов". Общины отличались
простотой организации, отсутствием клира; члены общин устраивали совместно
трапезы, собрания, на которых произносились проповеди. Не было ещё
упорядоченного культа, и до начала 2 в. не выработалось единого вероучения.
Для
раннего Христианство характерно разнообразие группировок, течений, между
которыми не было согласия по ряду важнейших вопросов вероучения; всеобщими были
лишь ненависть к Риму и надежда на его скорое падение, избавление от его ига,
вера в близкое пришествие бога-спасителя и установление на земле "царства
божьего" во главе с Христом.
Этой верой проникнут древнейший из дошедших
до нас памятников христианской литературы - Апокалипсис (2-я половина 1 в.). Из
Апокалипсиса явствует, что к этому времени христианская мифология, догматы и
культ ещё не сложились; нет упоминания о какой-либо церковной организации и др.
Апокалипсис отразил в первую очередь бунтарские настроения народных масс,
угнетённых Римским государством, однако он свидетельствует о наличии в
Христианство этого периода и иного течения: помимо духа сопротивления, выражены
идея долготерпения, призыв к пассивному ожиданию исхода борьбы божественных сил
с антихристом и наступления "тысячелетнего царства".
В процессе
эволюции Христианство, изменения социального состава общин и приспособления к
реальным условиям бунтарские настроения в Христианство постепенно отходили на
второй план (что в итоге обусловливалось политической незрелостью самого
движения масс). Во 2 в. возобладало течение, призывавшее трудящихся безропотно
"нести свой крест", уповая на сверхъестественное избавление, на
"божью волю".
В вероучении всё больше подчёркивалось страдание
бога-спасителя, его культ стал по сути обожествлением человеческого страдания,
смирения и терпения. Со временем страдание стало выступать в Христианство в
качестве необходимого условия для достижения блаженства в "загробном
мире" ("многими скорбями надлежит нам войти в царствие божие" -
Деяния, XIV, 22).
Источник: http://slovari.yandex.ru/ |